Ксeния Сувoрoвa, мeдиaпрoдуктoлoг и рукoвoдитeль курсa Нeтoлoгии «Кoнтeнт-мaркeтинг: сoздaниe и рeaлизaция успeшнoй мeдиaстрaтeгии», спeциaльнo для блoгa пoдeлилaсь зaбaвными (и нe oчeнь) мoмeнтaми в рaбoтe кoнтeнт-прoдюсeрa, зa кoтoрыe инoгдa приxoдится крaснeть.
Всe сoвeршaют oшибки. Eдинствeннoe, чтo oтличaeт прoфeссиoнaлa oт любитeля — чaстoтa прoвaлoв и признaниe oшибoк oшибкaми. Всe нижeпeрeчислeннoe я сoвeршилa всeгo eдинoжды, нo мнe дo сиx пoр стыднo. Прoчтитe этoт тeкст и нe пoвтoряйтe тaкoe никoгдa.
Eсли вы прoфeссиoнaл, тo бoльшинствo вaшиx ошибок случается от невнимательности и усталости.
И в этом нет ничего плохого, это данность. Главная проблема — неумение планировать время, которое затем превращается в нечто совершенно страшное: задачи сыпятся как из ведра, ответственности — море, а вы не знаете, за что хвататься. Вот в таком состоянии и совершается большинство ошибок. Как те, о которых я расскажу ниже.
Если вы любитель, то ошибки чаще совершаются не по невнимательности, а потому, что у вас еще мало опыта и вы не всегда знаете, что ваше действие — косяк. Проще говоря, косячите по незнанию. «Я не знал, что так нельзя» или «Я думал, что можно» — от таких оправданий мне хочется увольнять направо и налево. Но сама косячу точно также, правда, больше не оправдываюсь и никогда не повторяю ошибки раз за разом. Косяки — это нормально. Но если не знаешь — разберись, не умеешь — научись, не можешь разобраться — спроси.
Никогда не оправдывайтесь. Лучше подумайте о том, где вы ошиблись, и признайте свой косяк. И, главное, никогда больше его не повторяйте.
Программа обучение: «Контент-продюсер»
Ошибка 1. Страшный сон любого диджитал-специалиста — отправила не тот файл не тому человеку
Я отправила на согласование внутренний Google Docs с комментариями, полными мата. Да, так бывает. Я пишу уже десять лет, из них профессионально — 8, из них работаю редактором — 5, руководителем проекта — года 3. И редко кто в коллективах, особенно во внутренних беседах, сдержан.
Когда я работала в Нетологии и меня бомбило от чьих-то ошибок, я писала об этом в рабочем чате. Не надо лицемерить и говорить, что вы никогда не обсуждали работу других людей, особенно если ваша задача — эту работу исправлять.
Так вот, я отправила внутренний Google Docs с матерными комментариями редакции и обсуждением спикера — самому спикеру.
Что хорошо в этой абсолютно провальной ситуации, после которой меня можно было уволить? Во-первых, спикер попался с чувством юмора и такта — он промолчал. Во-вторых, мы обсуждали сам текст, а не героя публикации, поэтому оскорбиться было сложно. В-третьих, меня не уволили и слава богу.
Но теперь я копирую даже те документы, которые можно не копировать — мало ли что. Урок усвоен на всю жизнь.
Работая со спецпроектами или нативной рекламой, да и просто с текстами, вам придется помногу раз писать письма, согласовывать правки, редактировать и пересылать файлы. Будьте аккуратны и внимательны, а лучше — держите себя в руках и делайте работу с холодной головой, а не на эмоциях.
Ошибка 2. Не расставляла приоритеты и бралась за всё и сразу
Это ошибка, которую любят совершать все и каждый. Будь мы сейчас в зале, я бы попросила поднять руки тех, кто хоть раз брался за всё и сразу, а потом пытался найти баланс в куче задач и не зафакапить их все. Таких было бы большинство.
Когда мы становимся руководителями, занимаем ответственную должность или же начальство считает, что вы и чтец, и жнец, и на дуде игрец — задач становится много. Неимоверно много. Мне помогли принципы Agile: работаю по спринтам и задачам по приоритетности.
Очень пригодились книги:»45 татуировок менеджера», «Постигая Agile», «Scrum: управление продуктом», «Гибкая разработка ПО», «Основы Scrum».
Задачи современного продюсера, контентного руководителя, главного редактора и так далее — быть Scrum-мастером в том числе. Быть головой, а не только руками. Правильно ставить цели и делегировать. Я очень долго думала, что я руки, а не голова. И это было ошибкой.
Но самое главное — расставлять приоритеты и не браться за все и сразу. Решите, что важно сейчас, что — в долгосрочной перспективе. И старайтесь разбавлять задачи.
Одна — глобальная на перспективу, одна — срочная, и одна — текущая. Иначе вы либо сойдете с ума, либо соберете шквал задач, которые никак не сможете сделать.
Ошибка 3. Забывала, что у меня есть руки
Странная ошибка, если я выше советовала быть головой. Так вот, голова — это в том числе понимание, когда надо включить в работу руки. Я редактор, но почему-то так часто доверяла редакторскую работу другим сотрудникам, что сдавала совершенно отвратительные тексты, за которые мне стыдно.
Продюсирование — это умение думать на шаг вперед, рассчитывать, кто что может сделать и не так. Конечно, думать на шаг вперед с первого раза не получится, поэтому эта ошибка иногда повторяется. И мой профессионализм в том, чтобы признать, что это не Петя Васечкин виноват, что плохо проинтервьюировал и сдал мерзкий текст. А я. Потому что не сказала Пете: «Петя, покажи свои вопросы для спикера, я хочу быть уверена, что ты все понял и сделаешь текст по задаче».
К тому же я иногда думала: «У меня уже есть редакторы, пусть они доводят материал до ума». И сдавала текст. Редакторы, простите меня. Теперь я искренне пытаюсь сдать вам как можно более приемлемый текст на моем этапе и с моими приоритетами.
Что это значит? Если вижу, что задача не выполнена, отправляю на доработку автору. Если вижу, что не по гайду — отправляю на доработку. Только когда мне присылают удобоваримый черновик — отправляю текст редактору, чтобы тот подготовил его к публикации.
Когда надо — включайте не только голову, но и руки. Помните, что не сразу в князи выбились, и ручки «помарать» иногда тоже надо. Тем более вы ничем не лучше и не хуже своих коллег, а их надо уважать, как и их время. Продюсер — это голова команды, поэтому и голове решать, когда надо «включить» руки и помочь команде.
Ошибка 4. Излишне доверяла людям
Когда я была журналистом, то всегда работала с изданиями, которые ставили задачу так: «Ксюша, у нас тут центр по усыновлению. Там что-то непонятное. У них выпускной завтра. Съезди, посмотри. Потом придумай, что сделать».
И я делала, расследовала, если надо было. Изучала, если была необходимость, и делала материал надлежащего качества, который даже не особо редактировали.
В принципе, меня никто даже не просил никогда ничего доработать, дописать или, тем более переписать. Иногда задачи ставились еще более просто: «Нам надо написать о них. Напишешь?». Я соглашалась, писала, текст принимали, деньги поступали на счет, и все хорошо.
Я старалась укладываться в сроки, отвечала на звонки, ехала туда, куда не поедут другие и была рада брать интервью. Теперь я сама ставлю задачи, и ставить задачи из разряда «у нас клиент, сделай-ка про него историю, вот тебе спикер» — не выходит. Журналист может даже не понять, что это за формат.
Приходит следующий этап: «У нас клиент. Вот рассказ о нем. Вот спикер. Он тот-то и тот-то. Формат: история. Вот тебе референсы: один, два, три. Структура материала такая: один, два, три. Проверь, чтобы все было». Казалось бы, рассказала всё. Но присылают снова не то, что нужно. Теперь я уже спрашиваю даже подробный план интервью и контролирую, собрал ли журналист информацию.
Единственные ребята, кому я еще доверяю — это редакторы. Поверьте, ни один текст не стал бы популярным без редакторов. Все журналистские награды надо разделять с редакторами, потому что половина текста — уж точно им принадлежит. Классный текст без редактора не стал бы классным.
Ошибка 5. Я не умею читать мысли
Проблема в том, что эта ошибка, которую совершаю постоянно. Часто коллеги и авторы считают, что я умею читать мысли. И если где-то действительно можно угадать пожелания исходя из опыта и предыдущих взаимодействий, то всё равно рано или поздно где-то так не выйдет, особенно в новых задачах.
Если руководите людьми, обязательно подробно объясняйте, чего вы хотите и как видите ту или иную задачу.
Каким мегапрофессиональным не был бы специалист, он всё равно не умеет читать ваши мысли и предугадывать наперед. Даже если вам кажется, что он маг, фокусник и менталист.
Иногда мне очень хочется действительно читать мысли авторов, редакторов, и тем более клиентов. Потому что часто клиенту рассказываешь А, а он слышит Б и ждет от тебя результата по типу Б, потому что что такое А, он не знает и даже не думал об этом.
Авторы ошибаются, а ты не успеваешь предупредить их ошибки, потому что не прочел мысли и не знал, что они не так поняли задачу.
Читать ещё: «Какие задачи решает контент-маркетинг»
Редакторы ошибаются редко, но часто думают о тебе такое, что хочется выйти в окно — ведь ты же им усложняешь работу непричесанными и странными текстами, которые им приходится доводить до ума.
Выглядит депрессивно? Возможно. Поэтому вот главное правило, запишите его большими буквами и повесьте на видном месте: «Не опускайте руки. Все будет хорошо». Ну и учитесь на своих ошибках, не повторяйте их вновь и вновь. Профессионала от любителя отличает именно способность учиться на своих ошибках единожды и многократно на чужих.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.